В XVI в. римский папа Григорий утвердил собственную, по его мнению, более точную пасхалию. Поэтому сейчас живущие по «григорианскому» календарю католики празднуют Пасху отдельно от православных - обычно раньше. А англикане, например, уже в ХХ в. решили праздновать Пасху всегда после второй субботы апреля. Православная же Пасха, - независимо от того, каким календарём пользуются отдельные церкви, - рассчитывается везде по общей древней пасхалии и приходится на апрель-начало мая.
Как и с любым религиозным праздником, с Пасхой связано множество традиций. Наилучшим образом, конечно, известна в народе пасхальная трапеза. Гораздо менее известно, как опять же всегда бывает, её происхождение. Древнейшая и известная во всём христианском мире часть пасхального стола - крашеные куриные яйца.
По преданию, император Тиберий в беседе с проповедовавшей Евангелие Марией Магдалиной усомнился в Воскресении. «Как белое яйцо не станет красным, так и мёртвый не воскреснет во плоти», - заявил он. Со словами «Христос воскрес!» Мария протянула императору куриное яйцо, которое на глазах Тиберия окрасилось в цвет крови Спасителя.
Другое древнее, известное разным народом Восточной Европы пасхальное кушанье - «пасха» из творога. Изготовляли её издревле в виде Гроба Господня и украшали символами Страстей и Воскресения Христова.
Наконец, как и ветхозаветные евреи, христиане разных стран на Пасху готовили о освящали на Пасху мучные изделия. Где-то это пресный хлеб, но у многих народов - квасной, в знак «новой закваски», внесённой Христом в мир. В каждой стране, у каждого народа, это пасхальное угощение выглядит по-своему. У славян появился пасхальный кулич. Именно творожной пасхой и пасхальным хлебом христиане разговляются после долгого Великого Поста - приготовления как раз к празднику Пасхи.
За Пасхой следует свободная от поста в среду и пятницу неделя - «Светлая Седмица». В эту неделю человек должен радоваться Воскресению Христову и освобождаться от тягостных мыслей о конечности жизни. Потому на Пасху и Светлую Седмицу прекращается поминовение усопших. Но на десятый день по Пасхе отмечается Родительский день - всецерковное поминовение.
На Руси Пасха, при всех народных гуляниях и хороводных плясках, всё же от века праздновалась более чинно и торжественно, чем многие иные праздники. Весь языческий разгул оставался по ту сторону Великого Поста, в буйной Масленице. А Пасха, «Великий День», всегда была праздником чисто христианским, не унаследовавшим ничего от народного «двоеверия». Потому совсем некстати были в её светлом праздновании масленичные фривольности или тем паче обильные возлияния.
В советское время не без содействия властей, сделавших Родительский день рабочим, развился обычай посещать в Пасху могилы. В связи с этим возродились и некоторые языческие обычаи - вроде «кормления» мёртвых куличами. Естественно, что Церковь такие «ритуалы» осуждает и призывает (разумеется, тех, для кого Пасха - не пустой звук) поминать усопших в положенное время.
Итак, Пасха - величайший духовный праздник для каждого христианина. Но в России он стал, помимо того, праздником семейным и едва ли не всенародным. Может быть, потому, что в годы чугунного официоза оставался независим и даже вызывающ для могущественной государственной машины. А может, - и едва ли это несвязанные вещи - потому что лежащая в основе его ценность свободы понятна и близка каждому, независимо от исповедания и его наличия.