19 апреля в 2009 году наступает Православная Пасха. О том, что это церковный праздник Воскресения Христова, знает, наверное, уже каждый и далеко не только христианин. А для многих Пасха к тому же и «народная традиция». Но, может быть, именно по последней причине глубинный смысл, самая суть празднества остаются часто затемнёнными.
Греческое слово «Пасха» - передача древнееврейского слова «Песах». Оно означает буквально «прохождение мимо, избавление». Именно в этом последнем значении онорелигиозного праздника. Современные богословы всех исповеданий и стало названием понимают Пасху как «Праздник Свободы».
Изначально Пасха была праздником освобождения в самом буквальном смысле. Согласно Библии, празднование Пасхи установил пророк Моисей в честь избавления древних евреев из египетского рабства в XIII веке до нашей эры. Со времён Моисея каждый год в день Исхода из Египта евреи устраивали торжественное жертвоприношение ягнёнка и на вечерней трапезе съедали его вместе с горькой травой и пресным хлебом, мацой. Тем самым вспоминались и тяготы рабства, и чудесное, с Божьей помощью, избавление. Потому Песах был и главным религиозным праздником - напоминанием о Божьем всемогуществе.
На Пасху, для торжественного богослужения, все главы семейств Израиля должны были собраться к священному шатру - «Скинии Завета», который перемещался по землям древнего Израиля. В Х веке до нашей эры царь Израиля Соломон построил в своей столице Иерусалиме храм Единого Бога. Ежегодное празднование Пасхи в Иерусалиме даже в пору раздоров подтверждало единство народа. Празднования длились неделю. Кульминация их приходилась на пятницу, после чего следовал обязательный еженедельный день отдыха, когда всякие дела под запретом, - шаббат, суббота.
Иудеи сохранили празднование Песаха и после утери Храма, разрушенного римлянами в 70 г. нашей эры. В современном иудаизме это более домашний праздник. Исчезли древние жертвоприношения, основной ритуальной трапезой стала пресная маца. Рассчитывается время Песаха по принятому в иудаизме лунному календарю. Празднование должно приходиться на 15 день первой весенней «луны».
Такова история «еврейской Пасхи». Пасха христианская, однако, - уже иной праздник, хотя и с тем же названием. Это самый первый из христианских праздников. И учрежден он первыми христианами в память Воскресения Христа.
Трагические события Страстей Христовых, описываемые Евангелием, происходили именно в пасхальную неделю. В начале празднования Песаха Иисус вошёл в Иерусалим под приветствия его жителей - в память об этом установлен христианской Церковью праздник Входа Господня в Иерусалим, Пальмового или Вербного воскресения. Затем были проповедь, донос Иуды и арест - вечером в среду, после последней трапезы с апостолами. В пятницу Иисус был распят. А спустя два дня, на третий, следующий после субботы - воскрес и явился ученикам.
Этот следующий за субботой день уже самые первые христиане стали считать «своей субботой», днём отдохновения и радости о Боге. Он стал считаться у них еженедельным праздником, седьмым и последним днём в неделе. Века спустя, приняв христианство, сметливый русский народ и назовёт это день - воскресеньем. От еженедельного празднования Воскресения Христова пошёл и христианский обычай поститься по средам и пятницам в память о Христовых страданиях.
Но в пасхальную неделю сначала у палестинских христиан, а затем и у остальных, и пост в ожидании Воскресения был строже, и празднование пышнее. Название «Пасха» наполнилось для христиан новым смыслом. Теперь разумелось величайшее Избавление в истории человечества - Воскресение Христа из мёртвых, проложившее, по убеждению христиан, путь к воскресению всех людей. По мнению христианских богословов, история Ветхого Завета являлась прообразом истории христианского, Нового Завета. Исход евреев из Египта, «из дома рабства», - прообраз Исхода всех ведомых Христом из власти смерти и ада.
|